Как открыть школу английского языка

Кому нужна лицензия — 99 ФЗ

Что такое образовательная деятельность — 273 ФЗ

Языковые школы ведут образовательную деятельность, а она по закону должна лицензироваться. У образовательной деятельности есть свои признаки, главный — наличие образовательной программы, которая состоит из:

  • содержания — чему будут учить;
  • объема — в течение какого времени, сколько часов;
  • планируемых результатов — чему человек научится в итоге.

Например, в школе английского языка это может быть программа по изучению времен, которая идет 36 академических часов; академический час — это 45 минут. А в итоге ученик сможет использовать времена в речи.

Получить лицензию сложно, поэтому некоторые компании обучают иностранному языку под видом разговорного клуба, досугового центра или консультаций.

Рассуждают так: мы ничему не учим, люди приходят пообщаться и поделиться знаниями.

Хотя при этом у них есть расписание занятий, разные программы и название со словом «школа» — это всё признаки образовательной деятельности, для которой нужна лицензия.

Как открыть школу английского языка

Языковые школы обязаны размещать копии лицензии на сайте и в холле и указывать ее номер в договоре

По опыту, чем меньше ниша, тем больше нелегальных учреждений. Так, на рынке Москвы почти все школы английского работают с лицензиями, за исключением совсем маленьких, а почти все школы испанского языка — без нее. Из 25—30 школ испанского языка в Москве лицензия есть у двух.

Из 25—30 школ испанского языка в Москве лицензия есть у двух

Проверить лицензию школы — на сайте Рособрнадзора

Нелегальные языковые школы проверяют две организации: прокуратура и отделы надзора в сфере образования, в Москве это Мособрнадзор. Неважно, как школа себя позиционирует и что пишет в договоре, — проверка посмотрит, есть ли признаки образовательной программы и используются ли такие слова:

  • преподаватели,
  • обучение,
  • школа,
  • курсы.

Штрафы за работу без лицензии — в кодексе административных правонарушений

Если да, оштрафуют и запомнят, чтобы потом снова прийти с проверкой:

  • ИП — от 4000 до 5000 рублей;
  • ООО — от 40 000 до 50 000 рублей.

Нелегальные школы заметны и по другим признакам: например, они предлагают те же услуги, но заметно дешевле.

Человек думает, что будет учиться в языковой школе и сможет получить налоговый вычет 13% за образование. Но если школа без лицензии, вычета не будет. Также ученик не защищен законом от некачественной услуги, потому что не заключает договор на образовательные услуги.

В целом школа без лицензии может быть какой угодно: с любыми преподавателями без нужной квалификации, в любом помещении и с любым договором. Для лицензионных школ всё регламентировано.

Для школы нужно помещение с кабинетами и окнами

Чтобы получить лицензию для языковой школы, важно найти подходящее помещение, ведь лицензию дают не на компанию, а на помещение. Если языковая школа решит переехать, ей придется переоформлять лицензию.

Вот что должно быть в помещении школы для взрослых:

  • отдельные кабинеты для занятий;
  • окна в каждом кабинете;
  • поверхности стен и полов, которые можно мыть;
  • без обоев на стенах, хотя иногда разрешают и с ними;
  • туалет.

Помещение не может быть в жилом доме. Если оно всё же там, должен быть отдельный вход, не через общий подъезд.

В некоторых регионах могут попросить, чтобы были пандусы и широкие двери для людей с ограниченными возможностями. В Москве такого нет, это на личное усмотрение. Если школа для детей, будут дополнительные требования: помещение не выше третьего этажа, с двумя входами, отдельным детским туалетом и невысокими партами.

Как открыть школу английского языка

Каждую аудиторию языковой школы нужно оборудовать столами, стульями, проектором и ноутбуком

После того, как нашли помещение, можно подавать заявление в Центр гигиены и эпидемиологии или Роспотребнадзор на получение заключения, а затем документы в департамент или комитет образования.

Через год после получения лицензии школу могут записать в список плановых проверок, но обычно проверяющие приходят через три года, чтобы посмотреть, все ли лицензионные требования выполняются.

Читать в Деле

Как получить лицензию на образовательную деятельность

Носители языка без образования не могут преподавать

Языковые школы — это дополнительное образование, а для педагогов в этой сфере есть свой профстандарт. В нем прописаны требования к образованию и опыту педагога, его обязанности. Например, нельзя взять на работу человека, который просто знает язык, — нужно высшее лингвистическое или педагогическое образование.

Это не бюрократическая формальность: часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила. Жители России говорят на русском языке, но сколько из них смогут рассказать правило спряжения глаголов французу?

Часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила

Еще нужны справка об отсутствии судимости, медкнижка и медосмотр. Медкнижка должна быть не только у педагогов, но и у всех штатных сотрудников — это требование Роспотребнадзора. Медосмотр сотрудники проходят при приеме на работу, а затем раз в год за счет компании.

У педагогов языковых школ отпуск в 42 дня, а еще раз в три года за счет школы они повышают свою квалификацию.

Среди языковых школ считается преимуществом, если у них работают иностранные преподаватели — носители языка. Но у таких преподавателей также должно быть профильное образование и рабочая виза.

Если школа приглашает носителя языка, который живет в России по туристической или деловой визе, она может получить штраф до миллиона рублей. А еще тот факт, что человек с детства говорит на каком-то языке, не гарантирует, что он говорит и пишет на нем правильно. И снова пример из России: некоторые люди учили язык в школе, говорят на нем с детства, но всё равно делают ошибки.

Языковые школы зарабатывают 20—30% от оборота

Школы английского языка чаще открывают в разных частях города — делают филиалы и стараются охватить больше людей. Дело в том, что английский учат не как хобби, а потому что он нужен по работе, для путешествий, учебы или других задач.

Испанский, французский, японский чаще учат в качестве хобби, спрос на такие языки ниже, поэтому школы открывают в центре города. Если раскидать несколько небольших филиалов таких школ по спальным районам, туда придут десять учеников, и это будет невыгодно.

Легальная языковая школа приносит в среднем 20—30% прибыли от оборота. У нелегальных школ прибыль может быть еще больше, потому что расходов меньше, но у них меньше учеников. Это хорошая маржинальность: для сравнения, кафе и рестораны зарабатывают в среднем 15% от оборота.

Вот основные расходы, чтобы открыть школу в Москве:

Услуги юристов по оформлению лицензии

Аренда помещения 100 м², недалеко от метро в центре Москвы

Мебель в четыре аудитории: столы, стулья, доска, рабочее место администратора

Техника: ноутбуки, принтеры, проекторы для аудиторий

от 400 до 1000 за академический час за испанский язык. В английском конкуренция выше, ставки чуть ниже

Медкнижки и медосмотры для сотрудников

одностраничник — 10 000, полноценный — 150 000

Хозяйственные расходы: вода, бумага, чай-кофе

Сервисные расходы: кассы и их обслуживание, хостинг, домен, интернет, телефония, банковское обслуживание

Если это школа для взрослых, нет никаких требований к мебели, поэтому можно сэкономить и купить самую простую в Икее.

С оформлением документов лучше обратиться в юридическую фирму: они знают, как заполнять формы, которые могут не принять даже из-за одной запятой. Это стоит денег, зато сэкономит время.

На старте не стоит нанимать большой штат: достаточно одного администратора, двух-трех педагогов и руководителя школы, которым может быть владелец. Администратор нужен обязательно: он обзванивает учеников, следит за расписанием, направляет в аудитории.

Конечно, потребуется бухгалтер, а со временем и специалист по контекстной рекламе и сео, программист для сайта, менеджер для соцсетей, но всех этих людей можно нанимать постепенно и на аутсорсинг.

Образовательные материалы, учебники, тетради ученики покупают сами, но языковые школы могут сотрудничать с издательствами и покупать их напрямую с хорошей скидкой.

Крупные школы выпускают свои учебники и закладывают это в стоимость обучения. Маленькие школы не могут позволить выпускать учебники, поэтому используют существующие учебные материалы в качестве базы. По опыту, школы могут выдавать учебники бесплатно, но их стоимость всё равно будет учтена в стоимости обучения. Либо можно делать отдельную стоимость за обучение и за учебник.

Как открыть школу английского языка

Это учебники испанского издательства, но легальные школы могут выпускать свои

Ученики в любой момент могут вернуть деньги

Договор на образовательные услуги — на Гаранте

Легальные школы подписывают с учениками договоры на платные образовательные услуги — это типовой документ, который разработали в Министерстве образования. Его можно скачать в интернете и немного адаптировать под себя, но менять важные условия нельзя — это заметят при проверке и будут вопросы.

Например, по закону клиент может вернуть деньги за образовательные услуги и расторгнуть договор в любой момент, даже после первого занятия. Правила оказания платных образовательных услуг обязывают прописывать в договоре эту возможность. Некоторые школы хитрят: пишут в договоре, что вернуть деньги нельзя, а это нарушение, которое заметят.

По опыту, хоть форма договора и называется примерной, проверяющие воспринимают ее как шаблон, который должен быть заполнен без существенных изменений.

Получается, нельзя переделать типовой договор так, как вздумается, вписать условия, которые выгодны школе, но ущемляют права учеников.

Школы без лицензии часто не заключают договоры совсем или подписывают договоры на информационно-консультационные услуги. В этот договор школа может вписать всё, что хочет, а ученик вряд ли сможет вернуть деньги, даже если уроков толком не было. Часто такие школы просят перевести деньги на карту физлица, это незаконно.

Школы берут оплату за курсы, а не за месяц

Обучение в языковой школе делится на курсы — по уровню языка. Например, в испанском языке это А1, А2, В1, В2, С1, С2. Но последний уровень С2 в России мало кто учит, потому что это уровень носителя языка. Каждый из этих уровней делится на подуровни: А1.1, А1.2, А2.1, А2.2. Всего 13 курсов по 48 академических часов.

Если уделять языку три часа в неделю, потребуется четыре года. Но это в теории: мало кто проходит все уровни настолько системно и подряд. А еще можно оплатить все уровни и отходить все часы, но усвоить только часть материала, потому что обучение в школе — это половина успеха, вторая половина зависит от самостоятельной учебы и практики языка.

Обычно в школах оплата идет за каждый курс. Например, в центре испанского языка ESP Club Moscú в Москве трехмесячный курс стоит 18 000 рублей. У школ есть право самим решать, за какой период брать оплату: за месяц, курс, год.

Но чаще обучение в языковых школах продается курсами, а набор в группы ограничен, например не больше восьми человек. Если человек начал обучение в группе, но решил вернуть деньги, в эту группу другого человека уже не приведут, потому что часть программы прошли.

А теперь представим, что всё обучение идет с ежемесячной оплатой. Прошел месяц, один человек решил сделать перерыв на следующий месяц, другой ушел совсем, у третьего плохое настроение, он хочет отдыхать на солнышке.

Читайте также:  Топ 6 качеств успешных предпринимателей

Группа всё меньше, новых людей привести туда нельзя, а зарплата педагога и ставка аренды помещения не меняются.

Такая школа начнет брать в сформированную группу новых людей и терять время на объяснение пройденных тем или быстро разорится.

Но не все ученики готовы отдавать большую сумму сразу непонятно кому, и вот здесь выручает лицензия: она дает некую гарантию, что школа официальная, а деньги можно будет вернуть по договору.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

От репетиторства к корпоративной школе английского

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Профиль автора

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

  1. Начните с небольшого помещения и расширяйтесь по мере роста.
  2. Обставьте помещение, заведите свои учебные материалы.
  3. С самого начала занимайтесь продвижением. На старте главное, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе.
  4. Сфокусируйтесь на преподавателях. Хороших свободных преподавателей немного.
  5. Учитывайте сезонность. Открыть школу английского языка лучше к началу сентября.
  6. Ищите корпоративных клиентов.
  7. Делегируйте, не пытайтесь сделать все самостоятельно.
  8. Сами постоянно учитесь языку и методикам преподавания.

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину — за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт».

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее — мебель обошлась в 12 000 Р. Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников.

Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах.

По соседству с офисом был фитнес-клуб — его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р.

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку — по 250—300 Р за час. В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат». Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл».

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей — ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы — зарплата преподавателю, другая половина — наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.

Школе удобно проводить занятия на территории клиента: не надо тратиться на аренду помещения

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, — сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон».

Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% — за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны.

В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене — 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

В 2012—2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас», «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола».

Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому.

Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов — деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают — это слишком дорого. Самый популярный уровень — «пре-интермедиат». А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» — для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат», потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.

Летом 2014 года «Лингвоэксперт» проводил для корпоративных студентов языковый обмен с американцами

За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2—3 человека, поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50—60 групп.

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.

Станислав и Ксения на конференции по интернет-маркетингу Traffic and Conversion в Сан-Диего, 2017 год

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10—12 кандидатами, чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.

Ксения проводит обучение для преподавателей

Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро — в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт — интернет-обучение, работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник — помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.

Обучение преподавателей в офисе школы в бизнес-центре

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек — Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей. Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг.

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями.

Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России.

Читайте также:  Как начать свой собственный бизнес без вложений

Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

На разработку @lindaexpertbot и подготовку контента для него уходит 50 000 рублей в месяц.

Оборот школы сегодня — 2,1 млн рублей в месяц. 1 335 000 рублей уходит на операционные затраты и развитие компании и сотрудников. Ежемесячная прибыль — около 700 тысяч рублей.

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта в поисковых системах

20 000 Р

Аренда коворкинга

30 000 Р

Аренда офиса на Васильевском острове

55 000 Р

Зарплатный фонд и налоги

1 000 000 Р

Обучение преподавателей

50 000 Р

Разработка и тестирование новых продуктов

50 000 Р

Доработка и внедрение CRM-системы

50 000 Р

    Нужно делегировать. Первое время Ксения пыталась сделать все сама. Сейчас на каждое направление находит людей, которые разбираются в нем лучше, чем она. Например, у «Лингвоэксперта» есть преподаватель с филологическим и техническим образованием. Благодаря аналитическому складу ума ему легко писать и структурировать контент для чат-бота школы.

    Сфокусироваться на преподавателях. Кажется, что хороших преподавателей много, но это не так. Звезды любят работать на фрилансе, а не на школу. С другой стороны, им нравится быть среди других звезд. Ксения акцентирует внимание на том, что многие преподаватели «Лингвоэксперта» имеют кембриджские сертификаты.

    Постоянно учиться. Работая в сфере образования, самое главное — не останавливаться в собственном языковом росте. Вместе со своими педагогами Ксения проходит внутреннее обучение по языку и методикам преподавания, ходит на конференции и изучает новые тенденции.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Как открыть курсы иностранных языков в России? И как заработать преподавателю?

Но сотруднику всегда удобнее, если компания, в которой он работает, предоставляет такие привилегии, как корпоративное изучение языка. Насколько выгодно в свою очередь предоставлять «иностранные» услуги, «СКБ Контур» рассказала совладелец компании Language Office Ирина Крон.

Как возникла идея создания бизнеса?

Я окончила школу в Иркутске. Школа была специализированная, с углубленным изучением иностранных языков. То есть к концу 11-го класса я очень хорошо знала английский и немецкий языки, сносно могла изъясняться по-французски. Поехала поступать в Москву в лингвистический университет. Там еще взяла два языка — польский и японский.

На жизнь нужно было как-то зарабатывать, поэтому со второго курса взялась за преподавание. Как это всегда бывает, распечатала объявления и развесила на каждом столбе в своем районе. Никто сначала не отзывался.

Видимо, родителей детей с первого по седьмой класс, как я указала в объявлении, не прельщала студентка второго курса: мало ли сколько таких бестолковых студентов, которые хотят заработать на своих некрепких знаниях. Мне, конечно же, было обидно от такой мысли. Иностранные языки с детства были моей страстью, как и культура стран зарубежья.

Я прекрасно понимала, что в этом деле я намного лучше своих однокурсников, все это давалось мне легко. Поэтому не бросила затею с преподаванием. Подняла всех знакомых, весь интернет. В объявлениях упоминала о том, что у меня есть различные гранты, что я много времени проводила за границей.

В итоге несколько учеников у меня появилось. Преподавала деткам английский и немецкий языки, помогала им и развивалась сама, изучала психологическую сторону тех, кто получает знания. У меня появились хорошие рекомендации, позже я начала работать с аудиторией постарше. К четвертому курсу преподавала языки людям вдвое старше меня.

Разработала для себя и клиентов несколько эффективных программ, что сделать очень легко, когда набиваешь руку. Какое-то время работала переводчиком удаленно. В общем-то заработок у меня был неплохой, можно сказать, высокий для студентки. После окончания вуза получилось так, что мне пришлось вернуться в Иркутск на какое-то время.

Планировала через месяц вернуться в столицу, но пришлось задержаться. Как-то раз мне встретился одноклассник, который только что вернулся из Лондона в полном восторге и сразу же выложил мне свой бизнес-план по открытию лингвистической школы. Сказал: давай вместе этим заниматься. Я сначала не восприняла все это всерьез, подумала, парень на энтузиазме просто, скоро сдуется.

Но потом у меня почему-то возникло хорошее предчувствие… И мы решили взяться за дело.

Как началось развитие?

Все начиналось тяжеловато. Денег у нас в общем-то не было. Одно дело ездить учиться за границу с помощью собственных мозгов и с минимальными вложениями, другое — открывать в России конкурентный бизнес. Одними мозгами тут не обойдешься.

Хотя не могу сказать, что на тот момент в Иркутске было много толковых школ по изучению иностранных языков.

Интересно, что изначально мы не думали о том, где взять деньги или помещение, а целыми днями составляли программу, по которой будет строиться обучение, заказывали учебники, советовались со знающими людьми, с которыми уже приходилось работать или учиться.

Конечно, предусмотрительнее было бы еще немного поработать, пусть даже в Москве, подкопить денег и вернуться к идее. Но в конечном итоге, подсчитав все расходы, мы решили брать кредит. Только кредит ни мне, ни моему будущему партнеру по бизнесу никто бы не дал. Так что свой энтузиазм мы попытались вселить в моего отца и отправили его в банк с паспортом и справками о доходах.

У нас все должно было быть серьезно. Мы не хотели начинать с малого. Мы собирались иметь в своем штате около десятка преподавателей, хотели выдавать дипломы.

Для этого надо было зарегистрировать будущее предприятие как НОУ — некоммерческое образовательное учреждение — и оформить лицензию на образовательную деятельность. Это в принципе оказалось, несложно.

Мы собрали все необходимые документы и получили лицензию в течение 30 дней.

Нам очень повезло с помещением. Точнее, с местом проведения занятий на первое время. Все это дело мы хотели открыть к маю месяцу. Погода стояла теплая, так что у нас возникла одна идея. Мы связались с оздоровительным центром, который находился недалеко от центра города.

Он функционировал в летнее время, там проводились разные занятия йогой, танцами, оздоровительные программы и прочее. Также периодически там проходили разные лекции и презентации, приезжали знаменитые люди, проводились разные фестивали. Одним из организаторов мероприятий там была моя подруга, вот мы с ней и связались.

Решили узнать, возможно ли как-нибудь нам вклинить туда свой график. Руководству этого центра наша идея пришлась по вкусу. Мы арендовали одну просторную комнату, также была возможность проводить занятия прямо на открытом воздухе.

Аренда обошлась намного меньше, чем мы предполагали, так как по договору мы еще сошлись и на бартере. Все-таки наличие иностранных языков в таком месте будет привлекать людей и в свою очередь у этого заведения уже была своя реклама и клиенты, которые хотели чего-нибудь новенького.

Преподавателей вместе с нами получилось восемь. Но этого на первое время оказалось более чем достаточно, тем более все владели несколькими языками и готовы были работать. Так что процесс прошел.

Как осуществлялась ваша деятельность? Какие были сложности? Какие перспективы открылись?

Что бы нам ни говорили, как бы ни убеждали в том, что летом никто учиться не будет, — все это было не так. Люди загорелись этим. К тому же на первых порах мы не брали много денег за занятия. Люди платили точно так же, как за посещение какой-нибудь лекции, — 200–300 руб. за час. В основном группы набирались на курсы английского и немецкого языков.

Популярным был испанский. Но многие приходили и спрашивали о наличии восточных языков. Мы не думали, что будет такой ажиотаж! Занятия проходили практически каждый день, в каждой группе было около 20–25 человек. Мы отбирали людей по уровню их подготовки. Постепенно начали задумываться о том, что надо бы и свой багаж знаний совершенствовать.

Мы видели, что людям необходимо получать новые знания. Мы искали преподавателей, которые специализируются на турецких, норвежских и финских языках, учили сами.

Надо сказать, когда ты видишь, что у человека горят глаза, что ему это необходимо, хочется отдавать еще больше, потому что то, что ты получаешь взамен, нельзя ни с чем сравнить: желание быть лучше, желание совершенствоваться.

Так мы проработали почти полгода. Потом площадка сократилась, наступили холода, одного помещения нам было мало, надо было искать что-то другое. У каждого из нас еще была подработка. Мы преподавали индивидуально. Нашу команду уже знали все.

За полгода у нас накопились новые средства. Мы постепенно выплачивали небольшой кредит, которые взяли изначально. Но самое главное, что мы получали удовольствие от процесса. Ближе к зиме мы взяли в аренду небольшое подвальное помещение.

Сделали там сносный ремонт. Дали рекламу.

Целевая аудитория изменилась?

К нам стали обращаться крупные компании, которые нуждались в корпоративном изучении иностранных языков. Кстати, именно это нам очень помогло, именно такая деятельность покрыла все расходы, которые, впрочем, мы не особенно ощущали. Все шло своим чередом. Так что основные сложности были все-таки в самом открытии.

В основном к нам обращались маркетинговые компании, которым нужно было осваивать профессиональный иностранный язык. В нашей команде прибавлялось. Люди, нуждающиеся в работе, с отличными знаниями сами нас находили.

В общем, все это дело длилось около четырех лет. К тому времени мы уже расширились. На данный момент в Иркутске у нас есть три филиала, которые пользуются спросом. Наши сотрудники выходят на международный уровень, работают переводчиками в международных компаниях, преподают «большим боссам». Год назад я перебралась в Москву, а мой деловой партнер остался в Иркутске.

Мы решили попробовать освоиться здесь, прекрасно понимая, что конкуренция здесь будет в разы больше. Но нас это не пугает. В Москве у нас есть небольшая, так сказать, контора, в которую по рекомендациям той или иной компании обращается огромное количество людей и предприятий. Здесь прибыль намного больше.

Так что если дело так пойдет и дальше, думаю, что мы и в столице неплохо обустроимся.

То есть в планах на будущее — полностью перебраться в Москву?

Почему же полностью? В Иркутске мы не перестанем функционировать. Просто Москва — очередной шаг к расширению. Почему бы, собственно, и нет? Мы проделали большой путь за достаточно короткий срок. И не собираемся останавливаться.

Какой молодой компании помешают новые клиенты? Мы не собираемся соперничать ноздря в ноздрю с какими-нибудь столичными или международными гигантами в этой сфере. Просто будем оставаться собой и делать свою работу. Думаю, что сфера лингвистики, точнее, преподавания в сфере иностранных языков еще будет развиваться. Здесь имеются неограниченные возможности.

Читайте также:  Как заработать на Авито 15 000 рублей за 1 неделю

Профессионализм с развитием современного мира растет не по дням и не по часам — по минутам. Так что надо все успевать. И мы не против успевать, у нас получается.

Как открыть школу английского языка: личный опыт — Лайфхакер

У меня была мечта — открыть школу английского языка. Я изучила опыт других бизнесменов, продумала методику преподавания и приступила к действию. Наша школа работает больше года, мы успели расшириться и думаем над открытием филиалов.

Расскажу о своём опыте и о том, как избежать обидных ошибок при открытии языковых курсов.

Помещение

Многим кажется, что на первом этапе важнее всего найти заинтересованных людей. Поговорить с ними, рассказать, что скоро откроется новая языковая школа: «Запишитесь и чуть-чуть подождите».

На самом деле, будущие студенты скорее пойдут на действующие курсы, благо рынок развит и выбора хватает. К тому же никто не отменял фактор неожиданности. Пока помещение готовится, может произойти что угодно: соседи затопят или рабочие перестанут выходить на связь.

В случае форс-мажора выполнить обязательства перед учениками не получится.

Запомните: сначала ищем место для будущей школы, потом набираем учеников.

Найдите помещение, наведите в нём порядок и оборудуйте классы. Ищите учеников на последнем этапе обустройства. Нам потребовалось две недели на открытие и ещё две недели на комплектацию первых групп.

В классах должно быть одинаково комфортно проводить групповые и индивидуальные занятия / фото Back to School

Что касается географии. В Москве ищут школу поближе к дому или работе, чтобы не ездить 4 часа туда и обратно.

В небольших городах географическое положение школы не играет особой роли. Мой знакомый занимается бизнесом в сфере услуг. У него несколько филиалов в разных точках города, при этом 80% клиентов приходят в центральный офис.

Поэтому мы открыли школу в центре города — в Казани развит общественный транспорт, это помогает в работе.

Финансы

Сколько понадобится денег для открытия — сказать трудно. Слишком много переменных. Усреднённый показатель для новой школы равен 300 тысячам рублей — столько инвестиций понадобилось и нам. В зависимости от города сумма может превысить полмиллиона рублей. И это нормально, всё зависит от бюджета и амбиций школы.

Что входит в бюджет для открытия

  • Оплата аренды помещения на два месяца. Обычно просят заплатить сразу за несколько месяцев, к этому стоит быть готовыми. Моллы и некоторые бизнес-центры могут запросить «входной билет» — фиксированный платёж, который будет лежать на счёте у арендодателя. При расторжении договора деньги вернут.
  • Мебель. Обстановка должна быть удобной, симпатичной и не проедать бюджет. Хороший вариант — IKEA.
  • Создание сайта, если он нужен. Для языковой школы подойдёт бесплатный одностраничник на Tilda или профиль в социальной сети.
  • Реклама. Об этом дальше.

Первое время школа будет уходить в минус или ровный ноль. Сколько это продлится, зависит от вас и вашей активности. Факторов и переменных хватает. Например, если набить группы до 12 человек, прибыль не обязательно вырастет — многих учеников большие группы отталкивают. Придётся искать баланс.

И так со всеми аспектами работы.

Поставьте себя на место клиента. Новая языковая школа для него — загадка. Сразу и не угадаешь, хорошая она или нет. Опытные ученики знают, что где-то хорошо выстроен учебный процесс, но помещения в бедственном состоянии. Другие школы вкладываются в красивую картинку и экономят на преподавателях. Успех — в балансе формы и содержания.

На чём можно сэкономить

На преподавателях экономить нельзя, остальное обсуждаемо. Расскажу, как сэкономили мы.

  1. Ремонт делали своими руками. Ночами сидели и красили фирменный зигзаг, ещё выполняли другие косметические работы.
  2. Составили смету. Мы точно знали, что нам нужно, вплоть до количества карандашей и тряпок. Так мы избежали лишних покупок и нервной езды по магазинам в последний момент.
  3. Искали лучшие предложения. Обходили магазины, сравнивали цены и выбирали подходящие варианты.

Реклама

На подготовительном этапе перед школой стоит задача рассказать о себе как можно большему количеству людей. Никто не скажет, какая реклама сработает на 100%. В одном случае «выстреливает» контекстная, в другом — раздача листовок, в третьем — акция «Приведи друга».

Мы делаем ставку на Instagram, отзывы в интернете и сарафанное радио.

В Instagram вкладываем много сил: там основная информация о нашей школе и полезный контент. Я веду видеорубрику об изучении английского языка, выкладываю Stories о жизни школы.

Мы просим студентов после выпуска оставлять отзывы в интернете. Чаще пишут на Zoon и «Фламп». Интересный факт: ученики, узнавшие о нас из отзывов, признались, что искренность написанных слов подкупила их. Так и сказали: сразу видно, что настоящие и душевные.

Сильно помогает сарафанное радио. Довольные студенты приходят учиться на следующую ступень, приводя родственников и друзей.

Попробуйте виды рекламы, которые вам кажутся эффективными, замеряйте результаты.

Был неудачный опыт рекламы у популярного блогера. Заплатили 5 000 рублей за рекламный пост, а статистика получилась хуже некуда: переходов мало, лайков практически нет.

Возможно, не попали в целевую аудиторию или ожидали слишком многого от продвижения таким способом.

Поэтому стоит тщательнее подходить к выбору блогера для рекламы: проверять его аудиторию и изучать аккаунт на возможные накрутки.

Для продвижения мы рассматривали и генератор купонов Biglion, но там очень жёсткие условия. Думаю, эта площадка не для языковых школ.

Учебный процесс и ответственность

Языковая школа — непростой бизнес. Если не готовы посвящать этому делу всё время, лучше не начинать. Руководитель школы ответственен за всё, что происходит в её стенах. Не хватило ластиков? Возникла путаница в расписании? Во всём виноват руководитель. Как минимум, он не выстроил систему учёта и контроль качества.

Как я контролирую учебный процесс? Просто в любой момент могу прийти на урок. Слежу за работой преподавателей и эмоциями студентов, записываю замечания. На планёрках мы проводим «разбор полётов». Это нормальный процесс, не надо бояться указывать людям на недостатки в их работе.

Качество преподавания заложено в KPI преподавателей. Средств для мотивации хватает: заработная плата, разумная нагрузка и карьерный рост. Наша цель — открыть сеть школ. В интересах школы ставить во главе филиалов опытных и проверенных преподавателей.

В разное время года работа строится по-разному, но она продолжается. По моему мнению, сезонность языковых школ — стереотип.

Если самому работать и активно искать новых студентов, то никакого спада не случится. Кому-то летом учиться комфортнее, другие берут отпуск и проводят его с пользой для языковой практики.

Этим летом мы организовали языковой лагерь для школьников. Школа была забита с утра до вечера.

Юридические аспекты

Получить статус бизнесмена легко, труднее ему соответствовать. Зайдите на сайт налоговой и зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель. Всё. Можно работать: оказывать платные услуги, арендовать помещение и нанимать персонал. С точки зрения закона, это будут консультативные курсы, то есть полноценные сертификаты ученикам выдавать не получится.

Когда школа наберёт масштаб, стоит задуматься о лицензии на образование. Её получение — долгий и трудоёмкий процесс. Приготовьтесь к рутине и сбору документов, чтобы открыть негосударственное образовательное учреждение (НОУ) или ООО. Дополнительный бонус — клиенты смогут вернуть НДФЛ, а это сильное преимущество.

Преподаватели

Лучше охватить больше направлений. Я как преподаватель работаю в трёх: со взрослыми, подростками и при подготовке к языковым экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ, IELTS, TOEFL). Для детских курсов и других направлений я нашла хороших преподавателей.

На рынке труда много сильных специалистов. Другое дело, подойдёт ли человек вашей школе. Наши преподаватели проходят два этапа собеседования. На первом кандидата ждёт интервью на английском и тест. Его цель — подтвердить уровень знания языка Advanced. После преподаватели обучаются авторской методике обучения. Если освоили её без проблем, приступают к работе.

Универсальные советы

  1. Ваша вовлечённость — важный фактор. Сидеть в кресле директора и следить за процессами не выйдет, формат языковой школы обязывает работать «в поле».

    Поэтому ответьте на два вопроса: так ли хорошо вы знаете английский и готовы ли преподавать наравне с другими учителями? Даже опытного преподавателя придётся переучивать под формат школы, и это нормально. Лучше разговаривать с ним на одном языке.

  2. Идея отличает школу «на один сезон» от той, что надолго удержится на рынке. Чаще она выражается в новаторской методике обучения. Ответьте честно: зачем клиенту идти учиться именно к вам?
  3. Рынок конкурентный и агрессивный.

    Перестанете развиваться в бизнесе и английском языке — моментально потонете.

Любите своё дело и думайте об успехе студентов. Тогда ваша школа будет успешной.

Ссылка на основную публикацию